Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания детей.
Учитывая тот факт, что Первоуральск является одним из самых экологически опасных городов Среднего Урала, вопрос формирования экологического сознания у детей с дошкольного возраста стоит особенно остро. Филиал МАДОУ «Детский сад № 37»-«Детский сад № 49» расположен в микрораойне Талица, где экологическая обстановка по определению не может быть благоприятной. Может ли быть чистым воздух и водоемы в самом активном промышленном районе города? Больше всего портят экокартину предприятия ООО «Полипласт УралСиб», ОАО «УРАЛТРУБРОМ», «Железный озон 32» цех компании ЧТПЗ.
Экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметно-развивающая среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Самостоятельная деятельность детей позволяет решить самую главную потребность детей — в удовлетворении любопытства. Однако при ознакомлении детей с природой предметно-развивающая среда нашего детского сада недостаточно организована, поэтому не выполняет своих функций. Так, дети не всегда практически могут убедиться в полученных знаниях или экспериментально найти подтверждение своих «детских» гипотез.
Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка).
Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Благодаря реализации данного проекта, появится индивидуальный и практико-ориентированный облик территории нашего участка. Экскурсии на метеорологическую станцию послужат задаче совершенствования качеств личности каждого ребенка и их дальнейшего развитие в целях успешного самоопределения, самовыражения и самореализации в быстро меняющихся условиях жизни. |