Павлова Яна Викторовна, воспитатель детей дошкольного возраста

Майндфулнесс - новый подход в технологии здоровьесбережения детей дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками,социальными стрессами, отсутствием чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья.Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов.

Цель:

- вовлечение детей с раннего возраста к здоровому образу жизни.

Задачи:

- привить детям навыки дыхательной гимнастики для дальнейшего самостоятельного использования в дальнейшей жизни;

- активизировать защитные силы организма;

- обогатить кровь кислородом.

В процессе занятий общее состояние детей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела. Тренировки проводятся под музыку,читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей.

Интеграция майндфулнесс-подхода в дошкольное образование, практики осознанности улучшают концентрацию внимания, развивают навык управления эмоциями, снижает тревожность у детей иформирует навык эффективного социального взаимодействия.

Целей ставится гораздо больше:

1. Развить плавный вдох, длительный выдох.

2. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников.

3. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

4. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Логопеды,воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми дошкольного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста,индивидуальных особенностей дошкольников. Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке, во второй половине дня. Как результат – налаживание благополучного микроклимата в детском коллективе.

 Актуальность

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

 - состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму,поскольку является неадекватной и непродуктивной.

Одно из самых часто встречающихся состояний у детей —гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников.Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности в процессе обучения. Ему сложно наладить отношения со сверстниками,сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями. Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.

Проблема

 Страшновато звучит, неправда ли? Интернет в свободном доступе и наши родители, в основном, сшибают верхушки, особо не внедряясь в проблему.

Некоторые родители,оправдывая поведение своего ребенка, смело употребляют слово «гиперактивный», не подозревая, что это, на минуточку,  болезнь/патология, с нехорошими последствиями, если своевременно не вмешаться специалистам. И сама «гиперактивность» не пройдет ни со временем, ни с возрастом.

Устав доказывать родителям, что это слово нельзя просто так употреблять и это не есть оправдание поведения ребенка, я начала искать более разумное и подходящее объяснение.обоснованное, опять же учеными. Я прослушала некоторое количество вебинаров, поучаствовала в интенсивах - практикумах (это интернет- мероприятия,предлагаемые психологами родителям и педагогам) и как мне показалось, нашла тот факт, который мало освещен в российском обществе.

Теоретическая база

ГИПЕРТИМНОСТЬ -акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повы-шенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточновысоком жизненном тонусе. 

 

Активный/непоседливый ребенок – ГИПЕРТИМ и это не болезнь, а психологические особенности темперамента.

Гипертимы несут в мир много ярких красок за счет своего непревзойденного оптимизма и позитивного настроя.Общение с ними увлекает в считанные минуты, и так же быстро утомляет. Такие люди любят постороннее внимание к своей персоне и становятся лидерами в общении, и делают это так ненавязчиво, что окружающие с удовольствием поддаются их влиянию. Обладатели этого типа личности имеют свои недостатки, которые выражаются в чрезмерной вспыльчивости и кратковременной агрессии. Поведенческие проявления зависят от психологического подтипа, в каждом из которых преобладает своя черта характера.

 Ярким представителем этого типа является персонаж Маши из мультипликационного фильма «Маша и Медведь».

 Еще один не маловажный фактор, провоцирующий таких детей - слишком много указаний и запретов.  Ребенок перестает слушать и реагировать на речь и просьбы взрослого.

 Психологическая характеристика. 

* Дети быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму.
* У таких детей высокий тип деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой не сдержаны.
* Быстро выполняя задание, дети зачастую делают это небрежно, не проверяя себя и не видят собственных ошибок.
* Они испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности,зато прекрасно справляются с заданиями,требующими высокой мобильности и переключаемости.

Теоретическая база

 ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

 Задачавзрослого не оправдывать и не порицать таких детей, а найти подход и тем самым облегчить сосуществование с гипертимами – детскому коллективу, педагогами родителям. Таких детей не имеет смысла записывать на всевозможные кружки и секции – он не  израсходует свою энергию до конца. Как мы уже поняли этот психотип –вечный двигатель! Ребенка не следует доводить до усталости, гипертимы так же подвержены и вспышкам агрессии! Да и любой ребенок не заслуживает такого отношения к себе. Решение –помочь детям научиться жить в том темпе, который им присвоила природа.

В работе воспитателя есть немаловажный пункт - создать психологический климат в детском коллективе. В педагогическом процессе для сброса и "ненакопления" усталости существуют – физ-минутки и динамические паузы. Так вот, я предлагаю вашему вниманию новую составляющую  здоровьесбережения. Для сброса, так сказать, агрессии, а точнее,для вывода гипертима  из  импульсивного состояния, и приведение его в спокойствие.

Новизна

МАЙНДФУЛНЕСС- это безоценочное осознание продолжительного момента настоящего времени, помогающее распознать свои мысли, чувства и действия в момент их возникновения без перехода в режим автоматических реакций.

Если говорить просто, то майндфулнесс (или осознанность) — это умение уделять 100% внимания текущему моменту. Это значит,что если вы смотрите на свои ботинки, весь ваш мир — это ботинки.

Более научное определение гласит, что осознанность — это саморегуляция внимания с отношением любопытства, открытости и принятия.

Часто майндфулнесс путают с медитацией и ассоциируют с буддистскими духовными практиками. Неверно ни то, ни другое.Медитацию можно назвать особой разновидностью майндфулнесс, а осознанность —это светское и научное понятие, не имеющее религиозного подтекста.

Майндфулнесс способна глубоко и разносторонне влиять на когнитивные функции и ментальное здоровье.

Существует множество практик осознанности,нацеленных под разные задачи и для взрослых людей.Мое предложение внедрить некоторые составляющие в работу с детьми в образовательном процессе.

Для чего это нужно

Наука уже давно занимается исследованиями осознанности, и теперь нам известно немалопреимуществ этой практики:

1. Улучшение памяти. Несколько исследований  подтвердили, что регулярная практикаосознанности улучшает рабочую память и способность к обучению. Влияниемайндфулнесс проявилось на физическом уровне — ученые отметили измененияконцентрации серого вещества в зонах, которые мозг использует для обучения,запоминания, регуляции эмоций и восприятия перспективы.

2. Уменьшение стресса и тревожности. Ученыепроанализировали более 20 исследованиймайндфулнесс и подтвердили, что эта практика действительно помогает регулировать стресс и снижает уровень тревожности. Также исследования указывают на эффективность осознанности в лечении депрессии.

3. Улучшение сна. Анализ 7 достоверных исследований показал,что практика осознанности помогает справиться с нарушениями сна, устраняя беспокойство и тревожность, вызывающие бессонницу.

4. Улучшение отношений. Одно исследование показало, что майндфулнесс снижает интенсивность ссор между партнерами, а другое  отметило улучшение отношений между детьми и родителями. В последнем случае были зафиксированы изменения в участках мозга, связанных с эмпатией и контролем эмоций.

Следует отметить, что иногда все же стоит отпустить свой мозг "поблуждать". Некоторые исследования  показывают, что креативность увеличивается после несложных занятий, не требующих высокой концентрации.

Источник: https://zamalieva.ru/blog/majndfulness-detyam-idei-dlya-praktiki/

Найти подход к гипертимному типу акцентуации характера крайне сложно из-за нежелания личности слушать нравоучения со стороны взрослого и опытного поколения.Рекомендации родителям в процессе воспитания даст квалифицированный  психолог.

Разбушевавшегося ребенка, в принципе,сложно сразу успокоить, а если он еще и обозлился, то тем более. Воспитатель в группе должен знать таких детей, и так же обязан отслеживать и предотвращать  ситуации с участием таких деток. Исключить такие ситуации не получится – это жизненный цикл детского коллектива пока они научаются социальным компетенциям. Если все же случилось,взорвался,  нужно принимать особые меры –успокоить ребенка. Но не на всех детей одинаково действуют «обнимашки». В этом случае не в коем разе не ругать - не педагогично и не целесообразно, да и пробовать примирить оппонентов не всякий раз получается. В  таких ситуациях и выручает практика Майндфулнесс - способ сосредоточения, замораживания момента.

Ожидаемый результат

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ


1. Улучшение памяти детей.
2. Уменьшение стресса и тревожности. 
3. Улучшение сна.
4. Улучшение отношений в детском коллективе.

Ввела в свою практику обязательный пункт взаимодействия  с такими детьми в образовательном процессе - они любят повышенное внимание к себе:

в индивидуальной форме работы

- утром обязательно выслушать все, что он Вам рассказывает, когда он приходит, ему нужно столько рассказать, а мама торопится на работу и слушать ей некогда.

 Выговорился – счастлив!

в непосредственно образовательной деятельности

– обязательно дать ему слово, только по теме.

Выступил – счастлив!

в  подгрупповой форме работы

- все «принеси-помоги-подержи» только к ним (в группе может быть несколько таких деток, и они позиционируют себя как самых трудолюбивых) Помог, внес свои коррективы – счастлив!

в режимный момент

 «Гимнастика постепенного пробуждения» дополнением «Дыхательная гимнастика с элементами йоги».


Польза дыхательной гимнастики нисколько не преувеличена, и при  тушении агрессии у ребенка она  применима наравне с другими приемами.  Но опять же с ребенком в любом состоянии лучше играть. Расстроенному и пышущему гневом предлагаем перевести дух  с очень интересной  игрушкой, поглубже вдохнуть, восстановить ритм биения сердца и пожар потушен, иди и люби весь мир!

16 августа 2020 в 10:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.